Эта книга об известнейших итальянских автомобилях и их
создателях. Вот уже более века, как над итальянским автомобильным дизайном
витает аура исключительности. Итальянский автомобиль узнается легко и сразу.
Даже непрофессиональный глаз вырвет его характерный облик из потока. В чем
секрет? В чём его характер? Прежде всего, в национальных особенностях, которые
стилистами и дизайнерами воплощаются в автомобиле. И если другим производителям
в поиске национальных традиций понадобятся значительные усилия, то итальянским
придется себя ещё и сдерживать.
Историю итальянского автомобильного дизайна создавали яркие
и очень непохожие люди. Словно в симфоническом оркестре среди них выделяются и
«дирижеры», и виртуозные «солисты».
Первые — наподобие Нуччо Бертоне или Серджио Пининфарины —
не брали в руки карандаша, зато точно знали, кому из мастеров можно доверить
проектирование и заранее знали, что из-под такого карандаша должно выйти.
Другие, как, например, Джованни Микелотти или Марчелло
Гандини доверяли лишь своим рукам и всегда работали в режиме соло.
Эта книга
написана в результате поездок на историческую родину классического
автомобильного дизайна — в Италию. Автомобильная Италия открывается посторонним
с неохотой, присущей занятому делом человеку, вынужденному отвлекаться от
привычного ритма ежедневной работы ради праздно заданных вопросов. Но тем
ценнее были полученные ответы. Кузовщик Карло Гуэрра, дизайнеры Марчелло
Гандини и Андрео Загато, конструктор болидов F1 Мауро Форгьери, — разговоры с
ними побудили задуматься о происхождении некоего феномена итальянского
автомобильного дизайна, в котором главную роль играют люди. Они потомки тех,
кто создал автомобильную славу Пьемонта, Модены, марку Ferrari и мировые бренды
Bertone и Pininfarina.
Часть материала книги
— уникальна. Например, разговор с дизайнером Марчелло Гандини — автором таких
автошедевров, как Lamborghini Countach и Lancia Stratos. Маэстро впервые принял
журналиста из России у себя в доме, фундамент которого датирован IX веком... В
Модене удалось отыскать место, где можно увидеть совсем уж сюрреалистическую
картину: как в начале ХХI века по технологиям изготовления рыцарских лат, а это
XI–XV века, выколачивают аутентичные кузова для коллекционных Ferrari 1950-х
годов, а в Сан Чезарио удалось воочию убедиться, что к изготовленному синьором
Горацио Пагани суперкару Zonda действительно прилагается пара специальной обуви
для водителя. У внука основателя легендарной кузовной фирмы Touring — Джованни
Андерлони, получить доступ к семейному архиву. Таким образом, удалось заглянуть
в «кухню» итальянского автомобильного дизайна как бы через «служебный вход».
Никита Розанов
Заведующий
кафедрой «Дизайн средств транспорта» Московской государственной
художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, профессор.